Ангола меняет черное золото на зеленое

Ведущий экспортер бананов и кофе в семидесятые годы, Ангола почти потеряла сельское хозяйство за время 27-летней войны. Втрое сократились и ее доходы от сбыта нефти. Будущее этого второго по величине нефтяного государства в Африке – в диверсификации экономики c акцентом на агросектор
Чтобы заявить о себе в новом качестве, страна активно инвестирует в восстановление угодий – всего речь идет о 58 миллионах гектаров в орошаемых земель. Жоао Мпиламоси, директор хозяйства “Caxito Rega”, рассказывает: “Мы прозвали бананы нашим “зеленым золотом” – за их пищевую ценность и за высокую доходность для фермеров. Эта культура занимает ведущее место в диверсификации экономики. Я приведу конкретный пример. Ежегодно с этой фермы мы продаем бананов почти на сто миллионов долларов. Но речь идет о внутреннем рынке. Теперь же мы планируем экспортировать бананы в государства Северной и Центральной Африки. Только в течение октября мы продали десять тонн бананов в Демократическую Республику Конго “.

Для поддержки агросектора правительство создает учебные центры, развивает микрокредитования. Но семейным хозяйствам тяжело. Они обеспечивают восемьдесят процентов производства зерновых и овощей; из-за нехватки техники выращивают все почти вручную.

Выращенные культуры сбываются на рынках, а с недавнего времени и в супермаркетах, как вот в этом – в Луанде, где местную продукцию рекламируют и предлагают по более низким ценам. Продукция фермеров доступна для среднего класса, однако половина населения страны до сих пор живет на два доллара в день.

Жоао Педро Сантуш, генеральный директор супермаркетов “Kero”, поясняет: “35% нашей выручки поступают от продаж продукции, произведенной в Анголе. Некоторую продукцию уже производят не только для внутреннего рынка, но и для экспорта в другие страны. Ангола уже экспортирует в другие регионы контингента. И да, эксперты не исключают, что со временем Ангола может стать не только крупным экспортером в Африке, но и в мире в целом”.

Цель – подтянуть внутренние стандарты до уровня международных. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, чтобы не потерять конкурентоспособность. Компания “Refriango”, где работают три тысячи восемьсот человек, является ведущим производителем воды в бутылках, соков и безалкогольных напитков в португалоязычных странах Африки. Ее стандарты качества соответствуют мировым, поясняет Даниэль Эстевао, директор: “Наш уровень качества оценили и подтвердили, мы первыми среди пищевых фирм в Анголе получили международный сертификат ISO. Наши лаборатории работали очень упорно, хорошо проверили нашу продукцию. После их оценки мы и обзавелись международными сертификатами”.

В августе в порту Луанды санитарные службы уничтожили 11 миллионов импортных яиц. Они не отвечали местным стандартам безопасности. Чтобы дать шанс фермерам, в стране введены дополнительные квоты на импорт двадцати семи видов продуктов. Это стимулирует местное производство.

Представитель администрации Луанды Элизабет Диас Душ Сантуш рассказывает: “Прежде чем быть производителями, мы должны стать потребителями. Ведь мы имеем дело с общественным здоровьем. Как производитель мы обязаны информировать клиентов о том, что продукция, произведенная в Анголе, имеет высокое качество, длительный срок хранения, что она надежна”.

Надежное качество – это полдела. Анголе предстоит также наладить систему поставок, хранения и распределения своей продукции. На данном этапе, отмечают специалисты, именно отсутствие этих услуг тормозит выход Анголы на международный рынок. Однако шанс справиться велик.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.